Контроль расхода топлива лесозаготовительной компании

Заказчик – крупная компания, занимающаяся лесозаготовкой, один из лидеров целлюлозно-бумажной отрасли и деревообработки.

Описание задачи

Изначально компания Заказчика искала комплексное решение по сквозному учету топлива на предприятии.

До работы с компанией Геосервис у Заказчика уже было несколько безуспешных попыток внедрения системы учета топлива, но несколько лет они не приносили искомого результата.

Изначально стояла простая задача – оптимизировать затраты по топливу, но в итоге по результатам проекта удалось решить сразу 2 задачи:

  • сократить расходы на топливо;
  • внедрить сквозной учет топлива на всем предприятии.

Проблемы, с которым столкнулись

  • Разнообразный парк техники Заказчика, разные модели транспортных средств, большое разнообразие типов объектов мониторинга;
  • Удаленность от цивилизации. Лес, нет крупных дорог и сотовой GSM-связи, сложность с передачей телеметрии;
  • Большие заправочные емкости, которые требовалось предварительно тарировать. Обычно процедура тарирования заправочной емкости для топлива предполагает вывод её из эксплуатации, доставку на склад, сушку и другие процедуры. Поскольку все заправочные емкости непрерывно использовались по назначению, сделать это было невозможно. Инженерами Геосервис был предложен способ, как провести тарировку емкостей без прерывания их работы, используя только показания датчика уровня топлива. В результате эта обязательная процедура была проведена без отрыва от работы и не потребовала от заказчика никаких дополнительных затрат;
  • Отсутствие нужного оборудования, сложности с оснащением техники;
  • Саботаж со стороны водителей. Персонал сопротивлялся внедрению системы, поскольку люди пользовались отсутствием контроля в системе учета топлива в целях личного обогащения. В среднем водители завышали показатели расхода на 30-50%.

Решение

Для успешной реализации проекта совместно с руководством компании были предприняты определенные меры административного воздействия на персонал, после чего система успешно заработала. В первый же день монтажа оборудования и запуска системы был выявлено несанкционированное использование топлива на одном из типов транспортных средств. При номинальном расходе 50л/100км отчетные показатели приближались к 80л/100км.

Датчики уровня топлива (ДУТ), устанавливаемые в бензобаки транспортного средства и на бензовозы.

Цифровой топливный датчик устанавливается в бак транспортного средства и позволяет контролировать объем заправленного и слитого топлива.

Топливораздаточный модуль, устанавливаемый на бензовозе, позволяющий осуществлять дозированную выдачу топлива по топливным картам.
Датчик расхода дизельного топлива (ДРТ), установленный на топливную магистраль транспортного средства, подключенный к оборудованию сбора данных
Дифференциальный расходомер DELTA RS, установленный на топливную магистраль транспортного средства, подключенный к оборудованию сбора данных.

Расходомер DELTA RS является прибором проточного типа для точного измерения расхода топлива, состоящим из двух камер: «подачи» и «обратки». Контроль расхода вычисляется как разница между объемом топлива прошедшим через камеру подачи и объемом топлива возвращенным в бак через камеру «обратки».

Подключение к CAN-шине

Часть данных для системы мониторинга и учета поступает с CAN-шины транспортного средства напрямую от бортового компьютера.

С CAN-шины можно получать: пробег по штатному одометру, мото-часы, обороты двигателя, полный расход и другие параметры.

Данные, полученные с CAN-шины, позволяют получать более обширную аналитику по сравнению с установленными внешними датчиками, а также выявлять неточности в путевых листах и принимать меры в отношении недобросовестных водителей.

Каждый автопроизводитель разрабатывает и внедряет собственный протокол передачи данных, имеющий свои технические особенности. Благодаря нашему техническому решению мы можем получать данные телеметрии с CAN-шины любого автомобиля, не ограничиваясь стандартными прошивками.

Подключение к CAN-шине осуществляется несколькими способами:

  • Контроллер CAN-LOG B44. Контроллер считывает данные с CAN-шины и сразу же расшифровывает их в понятный для терминала вид, монтируется в разрыв проводки.
  • Бесконтактный считыватель УМКА 210. Считывает данные без расшифровки, расшифровка происходит на уровне терминалов. Подключения происходит без снятия изоляции.
  • Подключение к терминалу напрямую. Расшифровка данных происходит на уровне терминала. Для подключения требуется снятие изоляции с проводов.

Технические сложности, связанные с передачей данных

Первая сложность, с которой пришлось столкнуться специалистам Геосервиса – выбор оборудования.

Причина – отсутствие постоянной GSM сети и как следствие, отсутствие возможности передавать данные телеметрии на сервер в реальном времени.

Решение – устройство должно собирать и хранить данные телеметрии до того момента, пока автомобиль не окажется в зоне действия GSM-сети, либо стационарной точки связи.

Для выполнения поставленной задачи, необходимо было подобрать устройство, которое умеет работать как с GSM-сетями, так и передавать данные по Wi-Fi. В промежутках между сеансами связи устройство должно было уметь собирать поступающую информацию и хранить ее до момента появления связи с сервером. Для обеспечения связи в зоне отсутствия GSM заказчиком организовывались пункты спутниковой связи, вокруг которых имелось покрытие сетью Wi-Fi.

В качестве терминала для мониторинга в этом проекте использовались терминалы Galileosky 7x Wi-Fi Hub.

Особенность работы терминала Galileosky заключалась в том, что он умеет работать одновременно с 2 сетями WiFi. Первая Wi-Fi сеть требовалась для передачи данных между устройствами Galileosky. Вторая Wi-Fi сеть – для передачи накопленных данных между роутерами и отправки их на сервер сбора телеметрии.

Терминал Galileosky использует встроенную технологию Easy Logic, которая позволяет создавать алгоритм действий, задав реакции на определенные события. На базе Easy Logic был написал скрипт для автоматического переключения между Wi-Fi сетями.

На лесозаготовительной технике, работающей в лесу (харвестеры и форвардеры), устанавливались терминалы Galileosky 7.0 Wi-Fi, позволяющие накапливать в себе данные при отсутствии сетей связи. При появлении сети данные с терминалов выгружались либо сразу на сервер мониторинга с помощью GPRS, либо на ближайший сборщик данных – служебные внедорожники, лесовозы и бензовозы, на которых устанавливались терминалы Galileosky 7.x HUB и Galileosky Base Block HUB.

Такая схема позволила собирать данные и выгружать их на сервер мониторинга с задержкой не более 48 часов.

Сервер мониторинга

Основой системы сквозного учета топлива является Wialon local – локальная версия системы мониторинга Wialon, развернутая на сервере Заказчика, которая позволяет поддерживать и обрабатывать телематические данные от 20 000 объектов. При этом ПО Wialon local можно разместить на локальном сервере средней мощности.

Широкие возможности API Wialon local позволили решить все задачи, поставленные Заказчиком в рамках данного проекта. Как показала практика, за время работы этого проекта сервер Wialon local не допустил ни одного сбоя, SLA равен 100%. Уже сейчас на сервере заказчика зарегистрировано уже больше 1000 объектов мониторинга (автомобилей, емкостей с топливом или АЗС) и планируется дальнейшее расширение.

Сервисная служба и обработка заявок

Для сервисной службы, которая занимается оперативным управлением, была создана собственная CRM-система.

Особенности CRM:

1) Система заявок (тикетов).

Заявки могут быть абсолютно разных типов: например, добавление новых элементов в систему, решение проблем с отсутствием каких-либо данных, планирование сервисных выездов и т.д. Заявки формируются диспетчерами предприятия, обычно, на основе данных из системы мониторинга.

Эта система позволяет формировать аналитику по каждому из транспортных средств или стационарному объекту. Например: сколько заявок было создано за указанный период, сколько решили, а сколько еще в работе, какой у них результат, сколько дней заявка была в работе. Кроме того, система позволяет хранить фото и файлы.

Транспортные средства, используемые в заявках и задачах, автоматически выгружаются из системы мониторинга Wialon. Кроме того можно добавлять свои объекты, например, стационарные объекты без установленного навигационного оборудования.

2) Задачи для сервисной службы.

Если по созданной заявке необходим выезд сервисной службы, главным диспетчером создается отдельная задача. В задаче указывается ответственный специалист сервисной службы, участок/территория, объект, контактное лицо, дата предполагаемого выезда и другая необходимая информация. После выполнения работ специалист сервисной службы должен добавить фото с выезда, акт выполненных работ, указать результат и поменять статус задачи на “Выполнено”.

Также в задаче считается кол-во дней от создания задачи до ее закрытия для расчета KPI. После этого, главный диспетчер сообщает диспетчеру, который создал заявку, о результате выезда. Диспетчер проверят работоспособность и если всё хорошо, закрывает свою заявку.

3) Собственное мобильное приложение на Android.

Поскольку специалисты сервисной службы часто работают в лесу без GSM-связи и доступа в Интернет, для решения задач сервисной службы было разработано отдельное мобильное приложение на Android с возможностью редактирования заявок в оффлайн режиме. Данное приложение хранит в себе последние заявки и задачи с возможностью просмотра истории по выездам и проблемам техники для принятия дальнейших решений.

При отсутствии связи сохраняется возможность редактирования открытых задач. Все изменения сохраняются в память телефона (в том числе фото и файлы) и выгружаются на сервер при восстановлении связи с Интернет.

4) Интеграция топливных карт.

Разработанная CRM также является хабом по сбору транзакций со всех топливных операторов, с которыми работает заказчик – Лукойл, Роснефть, а также сеть собственных АЗС.

Планы по развитию CRM:

1. Склад – инструмент, в котором будет храниться информация по наличию оборудования на складе. Склад будет интегрирован с задачами, т.е. специалист сервисной службы сможет выбирать, какое оборудование он установил на новую технику, заменил предыдущее оборудование или просто демонтировал. Склад может использоваться не только для оборудования мониторинга, но и для запчастей механиков и т.п.

2. Дашборд – инструмент, который будет показывать актуальную информацию по работе навигационного оборудования: состояние связи, актуальность координат, работу ДУТ, ДРТ и CAN.

3. Выполненные работы сервисной службы – перед завершением задачи, специалист сервисной службы будет выбирать работы, которые он выполнил. К работам можно будет привязать оплату труда и по этим данным рассчитывать заработную плату.

Дополнительный функционал, полученный Заказчиком

  • Была произведена интеграция с ПО Автоматика+ и Бенза.
  • Была произведена интеграция с системой лесЕГАИС.

ЕГАИС ЛЕС — это государственная информационная система (реестр), в которой прописываются сделки хозяйствующих субъектов — юрлиц и ИП с древесиной и установленным законом перечнем изделий из нее. Внесение информации в данную ЕГАИС осуществляется на основании деклараций, которые сдают хозяйствующие субъекты по каждой сделке.

Для работы с системой лесЕГАИС заказчику необходимо указывать координаты мест размещения штабелей с лесом. Для получения QR-кодов из системы лесЕИГАИС необходим доступ к сети Интернет. Также связь необходимо для того, чтобы узнать треки движения транспортных средств и подтвердить факт транспортировки леса из мест складирования.

Таким образом, элементы системы контроля расхода топлива , созданной до 1 января 2022 года, помогли заказчику соблюсти требования закона N 415-ФЗ от 28.12.2013.

Внедренная система лесЕИГАИС была успешно интегрированна с платформой Wialon Local.