Мониторинг эксплуатации грузовых контейнеров
Контейнерные перевозки сегодня
По оценкам специалистов, рынок перевозки контейнеров каждый год увеличивается на 10-15% и эксперты ожидают его дальнейшего устойчивого роста.
Сегодня контейнерный сегмент рынка железнодорожных перевозок является наиболее динамично развивающимся. Объёмы перевозок контейнеров по сети ОАО «РЖД» в 2021 году перешагнул рубеж в 6 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера), в том числе более 1 млн ДФЭ – в транзитном сообщении. Росту контейнерных перевозок также будет способствовать активная контейнеризация номенклатур грузов (леса, руды, удобрений), перевозимых сегодня в иных типах подвижного состава.
Ожидается, что продолжит рост и транзитный рынок. Ввод новых терминальных мощностей и развитие инфраструктуры будут способствовать формированию большего количества внутрироссийских сервисов по перевозке контейнеров.
В целом тренд на контейнеризацию грузов будет только усиливаться. Во-первых это существенно быстрее обычных повагонных отправок. Во-вторых, это удобно – продукцию в контейнерах можно перевозить по железной дороге, по морю и на автомобилях. С ростом объемов перевозок обостряется конкуренция на рынке контейнерных перевозчиков.
Поскольку логистическая составляющая в стоимости перевозки у всех примерно одинаковая, при прочих равных условиях на первый план для клиента выходит не только цена и скорость доставки, но и качество дополнительных сервисов, предоставляемых перевозчиком. С развитием современных технологий спутниковой геолокации и беспроводной передачи данных, становятся все более востребованы дополнительные возможности, в том числе:
- определение текущего местоположения контейнера,
- отслеживание перемещения контейнера в режиме реального времени, в том числе и в других странах и на таможенных переходах,
- предоставление информации о местонахождении при вывозе контейнера под операцию загрузка/разгрузка с железнодорожного терминала,
- предотвращение нелегальной эксплуатации своих контейнеров с возможностью контроля, документирования и получения компенсации.
Все это позволяет говорить о новом тренде на рынке контейнерных перевозок, направленном на повышение качества услуг за счет внедрения собственной системы спутникого мониторинга во все логистические процессы компании.
Рынок мультимодальных перевозок продолжает расти и развиваться. Те игроки рынка, которые не смогут внедрить технологии «умного транспорта» в своих процессах, в перспективе будут значительно проигрывать в оперативном управлением парком и иметь увеличенные риски по возмещению убытков перевозчика и других участников логистической цепочки.
Компании же, внедряющие подобные технологии уже сейчас, в будущем будут иметь ряд преимуществ, таких как:
- Лучшая клиентоориентированность,
- Лучший уровень контроля за движением грузов,
- Юридическая защищенность стороны других участников перевозок,
- Возможность оперативных корректировок перемещения контейнеров, и многое другое…
Проблемы, возникающие при контейнерных перевозках
Обычно перед тем, как отправить контейнер в путь, нужно подождать его оптимальной загрузки. В этот период недобросовестные перевозчики часто используют чужие транспортировочные емкости для собственных нужд. В таких случаях контейнеры возвращаются с большим износом, что означает дополнительные затраты для клиента: стоимость одного б/у контейнера составляет несколько тысяч долларов. Отслеживание транспортных контейнеров – задача не из легких, поскольку при выборе оборудования нужно учитывать целый список условий:
- На контейнере нет автономного питания для подключения устройств,
- Суровые погодные условия исключают использование большинства автономных источников питания и корпусов для трекеров,
- Контейнеры находятся за рубежом, перемещаются между странами и часто находятся в зоне слабого спутникового сигнала,
- В контейнере нет специальных мест для безопасного и надежного расположения оборудования.
Решение
Компания «Геосервис» разработала собственное решение для отслеживания транспортных контейнеров. Поскольку готового оборудования, соответствующего всем требованиям на рынке не нашлось, интегратор спроектировал нужное устройство специально для клиента.
![](https://geosmt.ru/wp-content/uploads/2022/03/device.jpg)
Для устройства требовался корпус, который можно было бы надежно закрепить на контейнер и который выдержал бы сложные погодные условия. Разместить трекер внутри не вариант – металлическая стенка контейнера затрудняет прохождение сигнала. Специалисты «Геосервис» успешно справились и с этой проблемой. Они напечатали на 3D принтере специальный герметичный корпус, который полностью повторяет форму крышки для вентиляционных отверстий грузового контейнера.
![](https://geosmt.ru/wp-content/uploads/2022/03/device01-1024x555.jpg)
Корпус устройства мониторинга выполнен в форме пластиковой «вентиляционной решетки» универсального контейнера по стандарту ISO, с применением средств позиционирования и идентификации GPS/ГЛОНАСС и RFID.
Возможности устройства
- 2 интегрированных SIM-карты на случай возникновения сбоев . Режимы работы устройств (сеансы выхода на связь) установлены с учетом «модальности» перевозки: терминал, авто, ж.д., порт+30 км (4 раза сутки), международный роуминг,
- Преимущественная работа в режиме «черного ящика», с возможностью сохранения параметров перевозки для целей предоставления информации «о качестве перевозки»,
- Определение местоположения контейнера с технологиями GPS / GLONASS,
- Фиксация вскрытия корпуса устройства,
- Фиксация ударов, переворотов, ускорений,
- RFID-метка для автоматической радиочастотной идентификация вагонов, контейнеров, локомотивов на постах «единого логистического контроля»,
- Широкий диапазон рабочих температур от -40° до +60° С,
- Гибкая настройка параметров устройства. Возможность удаленного изменения режимов работы и удаленного управления периодичностью отправки данных с периодами от 1 минуты до 1 месяца,
- Период автономной работы не менее 1-го года от встроенной АКБ и интервалом выхода на связь 2 раза в сутки; либо не менее 1,5 лет при использовании не перезаряжаемым литиевых батарей при выходе на связь 4 раза в сутки. Корпус устройства позволяет размещать разные виды источников питания и подбирать необходимую емкость под нужны Заказчика
Программная и аппаратная конфигурации устройства были сделаны максимально энергоэффективными. Период автономной работы при питании от встроенной АКБ составляет не менее 1-го года при интервалах выхода на связь 2 раза в сутки; либо не менее 1,5 лет при использовании не перезаряжаемым литиевых аккумуляторов. Разные режимы работы позволяют настраивать количество и частоту «пробуждений» трекера и контролировать энергопотребление.
Частота обновления информации может быть регулируемой и настраиваться в зависимости от страны и операции, при которой происходит слежение.
Постоянную передачу данных обеспечивают две международные SIM-карты с настройками автоматической работы в роуминге. Модуль Wi-Fi помогает уточнять местоположение там, где спутниковый сигнал недоступен. Данные телеметрии могут быть переданы в любую систему мониторинга и в любой удобной для Заказчика форме (интерактивные карты, рассылки уведомлений по ключевым событиям, аналитические выгрузки и отчеты и др.).
Через систему мониторинга (например Wialon Hosting) Заказчик получает уведомления о перемещениях контейнера (пересечение геозон, прибытие на таможенные пункты, пересечение границы) и важных событиях (изменение освещенности, температуры, удар). Таким образом, клиент знает не только о перемещениях контейнера, но и может определить, что с ним происходило: например, были произведены незапланированный вывоз со склада, погрузка и разгрузка.
![](https://geosmt.ru/wp-content/uploads/2022/03/rfid-connect-1024x546.jpg)
По желанию Заказчика в устройство могут быть добавлены RFID-метки и модуль BLE, чтобы как сами контейнеры, так и трекеры на них можно было легко обнаружить и идентифицировать. Ну а датчик демонтажа или вскрытия корпуса гарантирует, что недобросовестный перевозчик не снимет трекеры с контейнеров.
Режим сопряжения с контейнеровозом
Благодаря использованию встроенного модуля BLE устройство умеет определять факт перегрузки контейнера на автомобильное шасси, оснащенное GPS/ГЛОНАСС трекером. При автовывозе на территории РФ система автоматически определяет момент перегрузки контейнера на контейнеровоз, получает операцию вывоза и начинает следить за вывезенным контейнером с момента погрузки контейнера на транспортное средство (ТС).
При этом меняется дискретность передачи данных. При движении на ТС устройство переходит в режим энергосбережения, а данные начинают передаваться уже с устройства мониторинга, установленного на шасси ТС с частотой 1 раз в минуту. Кроме того, фиксируется из ОТМ адрес загрузки/разгрузки, по которому система определяет координаты и при приближении к данной точке генерируется событие: прибытие на место загрузки/разгрузки. Это событие по интеграции передается в ОТМ.
![](https://geosmt.ru/wp-content/uploads/2022/03/connection01-1024x710.jpg)
В качестве навигационного устройства, установленного в кабине грузовика могут использоваться терминалы NAVTELECOM Smart 2651, Vega MT X, Galileosky 7x Wi-Fi Hub, либо любой другой терминал, работающий с протоколом BLE.
![](https://geosmt.ru/wp-content/uploads/2022/03/connection02-1024x466.jpg)
После разгрузки контейнеровоза устройство вновь возвращается в режим хранения информации для экономии энергии и начинает передавать данные с частотой 2-4 раза в сутки.
Результат
Информация о местоположении контейнеров поступает на единый сервер, имеющий визуальный web-интерфейс отображающий необходимую информацию.
![](https://geosmt.ru/wp-content/uploads/2022/03/map02-1024x665.jpg)
Для отображения информации о местонахождении и перемещениях контейнеров может быть использован интерфейс любой внешней системы мониторинга. Частота обновления информации регулируется и настраивается в зависимости от необходимых для Заказчика геозон и операции, при которой происходит слежение. Геозонами могут выступать пункты перехода, депо, зоны таможенного контроля, пересечение границ страны и др.
Благодаря решению, разработанному «Геосервис», у Заказчиков появилась возможность отслеживать местоположение своих контейнеров в реальном времени и предоставлять эту информацию клиентам, а также легко выявлять неблагонадежных перевозчиков. Теперь компания может не только своевременно узнать о том, что ее имущество незаконно эксплуатируется, но и использовать полученные данные для выставления претензий по возмещению убытков.
Стоимость и тарифные планы
Ориентировочная стоимость устройства трекера – от 12000р*, ежегодная замена батареи (если это не АКБ) – от 1000р*.
Стоимость владения устройством, включая покупку трекера, сопровождение в соответствие с тарифным планом «Расширенный» и ежегодной заменой батареи составляет от 2000р* до 2500р* в месяц (*цены указаны на начало 2022 года, актуальную цену уточняйте у менеджера).
На текущий момент доступно 3 тарифных плана:
- тариф «МИНИМАЛЬНЫЙ»
- тариф «ОПТИМАЛЬНЫЙ»
- тариф «РАСШИРЕННЫЙ»
Расширенный тарифный план включает в себя следующий набор опций:
- Получение телематических данных от любого количества объектов и хранение за указанный срок (не более 400 дней),
- Доступ к получению телематических данных в полном объеме по API, в браузере индивидуально к каждому объекту,
- Маршрутизация телематических данных на альтернативные серверы и системы,
- Возможность мониторинга и управления параметрами и настройками режимов работы Объектов мониторинга, в соответствии с установленными техническими условиями,
- Информационно-справочное обслуживание по вопросам использования программного обеспечения («горячая линия»)
- Контроль состояние оборудования, формирование списка неисправного оборудования и формирование плана замены/зарядки элементов питания приборов и организацию работ,
- Предоставление Заказчику информации о фактическом местоположении объектов мониторинга (далее – ОМ) в режиме онлайн
- Мониторинг состояния перевозимых грузов.
- Разработка и формирование автоматических отчетов по заявке Заказчика по необходимым параметрам, местам нахождения и перемещениям объектов мониторинга
- Создание и администрирование системы доступов для сотрудников и партнеров Заказчика
- Формирование рекомендуемых предложений по управлению и изменению настроек режимов работы объектов мониторинга,
- Обучение новых сотрудников и партнеров Заказчика
Стоимость обслуживания рассчитывается индивидуально для каждого клиента и складывается из множества параметров, таких как размер парка контейнеров, оснащение устройств мониторинга батареями и дополнительными модулями, списка подключаемых опций, подключаемой системы мониторинга и многого другого. Для того, чтобы узнать стоимость оснащения и обслуживания контейнеров системой мониторинга для Вашей организации, заполните форму заявки на нашем сайте, после чего с Вами свяжутся наши специалисты.