Мониторинг эксплуатации грузовых контейнеров

Контейнерные перевозки сегодня

По оценкам специалистов, рынок перевозки контейнеров каждый год увеличивается на 10-15% и эксперты ожидают его дальнейшего устойчивого роста.

Сегодня контейнерный сегмент рынка железнодорожных перевозок является наиболее динамично развивающимся. Объёмы перевозок контейнеров по сети ОАО «РЖД» в 2021 году перешагнул рубеж в 6 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера), в том числе более 1 млн ДФЭ – в транзитном сообщении. Росту контейнерных перевозок также будет способствовать активная контейнеризация номенклатур грузов (леса, руды, удобрений), перевозимых сегодня в иных типах подвижного состава.

Ожидается, что продолжит рост и транзитный рынок. Ввод новых терминальных мощностей и развитие инфраструктуры будут способствовать формированию большего количества внутрироссийских сервисов по перевозке контейнеров.

В целом тренд на контейнеризацию грузов будет только усиливаться. Во-первых это существенно быстрее обычных повагонных отправок. Во-вторых, это удобно – продукцию в контейнерах можно перевозить по железной дороге, по морю и на автомобилях. С ростом объемов перевозок обостряется конкуренция на рынке контейнерных перевозчиков.

Поскольку логистическая составляющая в стоимости перевозки у всех примерно одинаковая, при прочих равных условиях на первый план для клиента выходит не только цена и скорость доставки, но и качество дополнительных сервисов, предоставляемых перевозчиком. С развитием современных технологий спутниковой геолокации и беспроводной передачи данных, становятся все более востребованы дополнительные возможности, в том числе:

  • определение текущего местоположения контейнера,
  • отслеживание перемещения контейнера в режиме реального времени, в том числе и в других странах и на таможенных переходах,
  • предоставление информации о местонахождении при вывозе контейнера под операцию загрузка/разгрузка с железнодорожного терминала,
  • предотвращение нелегальной эксплуатации своих контейнеров с возможностью контроля, документирования и получения компенсации.

Все это позволяет говорить о новом тренде на рынке контейнерных перевозок, направленном на повышение качества услуг за счет внедрения собственной системы спутникого мониторинга во все логистические процессы компании.

Рынок мультимодальных перевозок продолжает расти и развиваться. Те игроки рынка, которые не смогут внедрить технологии «умного транспорта» в своих процессах, в перспективе будут значительно проигрывать в оперативном управлением парком и иметь увеличенные риски по возмещению убытков перевозчика и других участников логистической цепочки.

Компании же, внедряющие подобные технологии уже сейчас, в будущем будут иметь ряд преимуществ, таких как:

  • Лучшая клиентоориентированность,
  • Лучший уровень контроля за движением грузов,
  • Юридическая защищенность стороны других участников перевозок,
  • Возможность оперативных корректировок перемещения контейнеров, и многое другое…

Проблемы, возникающие при контейнерных перевозках

Обычно перед тем, как отправить контейнер в путь, нужно подождать его оптимальной загрузки. В этот период недобросовестные перевозчики часто используют чужие транспортировочные емкости для собственных нужд. В таких случаях контейнеры возвращаются с большим износом, что означает дополнительные затраты для клиента: стоимость одного б/у контейнера составляет несколько тысяч долларов. Отслеживание транспортных контейнеров – задача не из легких, поскольку при выборе оборудования нужно учитывать целый список условий:

  • На контейнере нет автономного питания для подключения устройств,
  • Суровые погодные условия исключают использование большинства автономных источников питания и корпусов для трекеров,
  • Контейнеры находятся за рубежом, перемещаются между странами и часто находятся в зоне слабого спутникового сигнала,
  • В контейнере нет специальных мест для безопасного и надежного расположения оборудования.

Решение

Компания «Геосервис» разработала собственное решение для отслеживания транспортных контейнеров. Поскольку готового оборудования, соответствующего всем требованиям на рынке не нашлось, интегратор спроектировал нужное устройство специально для клиента.

Корпус устройства-трекера

Для устройства требовался корпус, который можно было бы надежно закрепить на контейнер и который выдержал бы сложные погодные условия. Разместить трекер внутри не вариант – металлическая стенка контейнера затрудняет прохождение сигнала. Специалисты «Геосервис» успешно справились и с этой проблемой. Они напечатали на 3D принтере специальный герметичный корпус, который полностью повторяет форму крышки для вентиляционных отверстий грузового контейнера.

Корпус устройства мониторинга выполнен в форме пластиковой «вентиляционной решетки» универсального контейнера по стандарту ISO, с применением средств позиционирования и идентификации GPS/ГЛОНАСС и RFID.

Возможности устройства

  • 2 интегрированных SIM-карты на случай возникновения сбоев . Режимы работы устройств (сеансы выхода на связь) установлены с учетом «модальности» перевозки: терминал, авто, ж.д., порт+30 км (4 раза сутки), международный роуминг,
  • Преимущественная работа в режиме «черного ящика», с возможностью сохранения параметров перевозки для целей предоставления информации «о качестве перевозки»,
  • Определение местоположения контейнера с технологиями GPS / GLONASS,
  • Фиксация вскрытия корпуса устройства,
  • Фиксация ударов, переворотов, ускорений,
  • RFID-метка для автоматической радиочастотной идентификация вагонов, контейнеров, локомотивов на постах «единого логистического контроля»,
  • Широкий диапазон рабочих температур от -40° до +60° С,
  • Гибкая настройка параметров устройства. Возможность удаленного изменения режимов работы и удаленного управления периодичностью отправки данных с периодами от 1 минуты до 1 месяца,
  • Период автономной работы не менее 1-го года от встроенной АКБ и интервалом выхода на связь 2 раза в сутки; либо не менее 1,5 лет при использовании не перезаряжаемым литиевых батарей при выходе на связь 4 раза в сутки. Корпус устройства позволяет размещать разные виды источников питания и подбирать необходимую емкость под нужны Заказчика

Программная и аппаратная конфигурации устройства были сделаны максимально энергоэффективными. Период автономной работы при питании от встроенной АКБ составляет не менее 1-го года при интервалах выхода на связь 2 раза в сутки; либо не менее 1,5 лет при использовании не перезаряжаемым литиевых аккумуляторов. Разные режимы работы позволяют настраивать количество и частоту «пробуждений» трекера и контролировать энергопотребление.

Частота обновления информации может быть регулируемой и настраиваться в зависимости от страны и операции, при которой происходит слежение.

Постоянную передачу данных обеспечивают две международные SIM-карты с настройками автоматической работы в роуминге. Модуль Wi-Fi помогает уточнять местоположение там, где спутниковый сигнал недоступен. Данные телеметрии могут быть переданы в любую систему мониторинга и в любой удобной для Заказчика форме (интерактивные карты, рассылки уведомлений по ключевым событиям, аналитические выгрузки и отчеты и др.).

Через систему мониторинга (например Wialon Hosting) Заказчик получает уведомления о перемещениях контейнера (пересечение геозон, прибытие на таможенные пункты, пересечение границы) и важных событиях (изменение освещенности, температуры, удар). Таким образом, клиент знает не только о перемещениях контейнера, но и может определить, что с ним происходило: например, были произведены незапланированный вывоз со склада, погрузка и разгрузка.

По желанию Заказчика в устройство могут быть добавлены  RFID-метки и модуль BLE, чтобы как сами контейнеры, так и трекеры на них можно было легко обнаружить и идентифицировать. Ну а датчик демонтажа или вскрытия корпуса гарантирует, что недобросовестный перевозчик не снимет трекеры с контейнеров.

Режим сопряжения с контейнеровозом

Благодаря использованию встроенного модуля BLE устройство умеет определять факт перегрузки контейнера на автомобильное шасси, оснащенное GPS/ГЛОНАСС трекером. При автовывозе на территории РФ система автоматически определяет момент перегрузки контейнера на контейнеровоз, получает операцию вывоза и начинает следить за вывезенным контейнером с момента погрузки контейнера на транспортное средство (ТС).

При этом меняется дискретность передачи данных. При движении на ТС устройство переходит в режим энергосбережения, а данные начинают передаваться уже с устройства мониторинга, установленного на шасси ТС с частотой 1 раз в минуту. Кроме того, фиксируется из ОТМ адрес загрузки/разгрузки, по которому система определяет координаты и при приближении к данной точке генерируется событие: прибытие на место загрузки/разгрузки. Это событие по интеграции передается в ОТМ.

В качестве навигационного устройства, установленного в кабине грузовика могут использоваться терминалы NAVTELECOM Smart 2651, Vega MT X, Galileosky 7x Wi-Fi Hub, либо любой другой терминал, работающий с протоколом BLE.

После разгрузки контейнеровоза устройство вновь возвращается в режим хранения информации для экономии энергии и начинает передавать данные с частотой 2-4 раза в сутки.

Результат

Информация о местоположении контейнеров поступает на единый сервер, имеющий визуальный web-интерфейс отображающий необходимую информацию.

Отслеживание перемещений контейнеров Заказчика на карте с использованием интерфейса Wialon Hosting

Для отображения информации о местонахождении и перемещениях контейнеров может быть использован интерфейс любой внешней системы мониторинга. Частота обновления информации регулируется и настраивается в зависимости от необходимых для Заказчика геозон и операции, при которой происходит слежение. Геозонами могут выступать пункты перехода, депо, зоны таможенного контроля, пересечение границ страны и др.

Благодаря решению, разработанному «Геосервис», у Заказчиков появилась возможность отслеживать местоположение своих контейнеров в реальном времени и предоставлять эту информацию клиентам, а также легко выявлять неблагонадежных перевозчиков. Теперь компания может не только своевременно узнать о том, что ее имущество незаконно эксплуатируется, но и использовать полученные данные для выставления претензий по возмещению убытков.

Стоимость и тарифные планы

Ориентировочная стоимость устройства трекера – от 12000р*, ежегодная замена батареи (если это не АКБ) – от 1000р*.

Стоимость владения устройством, включая покупку трекера, сопровождение в соответствие с тарифным планом «Расширенный» и ежегодной заменой батареи составляет от 2000р* до 2500р* в месяц (*цены указаны на начало 2022 года, актуальную цену уточняйте у менеджера).

На текущий момент доступно 3 тарифных плана:

  • тариф «МИНИМАЛЬНЫЙ»
  • тариф «ОПТИМАЛЬНЫЙ»
  • тариф «РАСШИРЕННЫЙ»

Расширенный тарифный план включает в себя следующий набор опций:

  • Получение телематических данных от любого количества объектов и хранение за указанный срок (не более 400 дней),
  • Доступ к получению телематических данных в полном объеме по API, в браузере индивидуально к каждому объекту,
  • Маршрутизация телематических данных на альтернативные серверы и системы,
  • Возможность мониторинга и управления параметрами и настройками режимов работы Объектов мониторинга, в соответствии с установленными техническими условиями,
  • Информационно-справочное обслуживание по вопросам использования программного обеспечения («горячая линия»)
  • Контроль состояние оборудования, формирование списка неисправного оборудования и формирование плана замены/зарядки элементов питания приборов и организацию работ,
  • Предоставление Заказчику информации о фактическом местоположении объектов мониторинга (далее — ОМ) в режиме онлайн
  • Мониторинг состояния перевозимых грузов.
  • Разработка и формирование автоматических отчетов по заявке Заказчика по необходимым параметрам, местам нахождения и перемещениям объектов мониторинга
  • Создание и администрирование системы доступов для сотрудников и партнеров Заказчика
  • Формирование рекомендуемых предложений по управлению и изменению настроек режимов работы объектов мониторинга,
  • Обучение новых сотрудников и партнеров Заказчика

Стоимость обслуживания рассчитывается индивидуально для каждого клиента и складывается из множества параметров, таких как размер парка контейнеров, оснащение устройств мониторинга батареями и дополнительными модулями, списка подключаемых опций, подключаемой системы мониторинга и многого другого. Для того, чтобы узнать стоимость оснащения и обслуживания контейнеров системой мониторинга для Вашей организации, заполните форму заявки на нашем сайте, после чего с Вами свяжутся наши специалисты.